Продолжим лекции о большом кино.
В последнее время все больше силы набирает так называемое «новое прочтение». Это еще один удачный прием для создания очередной слезосмеходеньговыжималки. Основной принцип предельно прост – берется классическое произведение и подвергается процедуе омолаживания. Неизменной остается лишь малая часть оригинала, все остальное – простор для вольного творчества. Стандартные шаги в этом направлении:
– перенесение действия из одной исторической эпохи в другую
– изменение мотивации героев
– смена пола героев
– изменение сюжета
Можно проявить собственное воображение, но вы здесь не для этого. Вы хотите делать «большое кино с новым прочтением»? Тогда приступим к практике.
В качестве примера шекспировского «Гамлета», не единожды экранизированного и поставленного на сцене. Казалось бы, что еще можно сделать с этой трагедией, чтобы поразить зрителя в самое туда? Не сомневайтесь – есть еще что сделать. Иначе не читал бы я вам эту лекцию.
Шаг первый.
Сменим время действия. Перенесем все события в наше время. Что получается – трагедия монархии в современной Дании? Нет, это зрителю будет неинтересно. Слышу кто-то говорит о призраке отца Гамлета? Отлично, правильно мыслите. Призрак автоматически добавляет мистико-фантастический оттенок всей трагедии. Не бойтесь, развивайте свою идею дальше. Правильно. Пусть новый Гамлет будет талантливым молодым ученым, продолжающим дело своего отца в поисках бессмертия. Вот оно – удачное сочетание научной мысли и мечты всех времен. Отец Гамлета был близок к разгадке вечной жизни, но его брат-завистник Клавдий решил присвоить открытие себе. Получаем превосходный конфликт со смертельным исходом. Призрак, так и не нашедший покой, по ночам приходит в свою лабораторию и грустит над пробирками и формулами. Кроме того, он жаждет мщения.
Шаг второй.
Фон для новой трагедии готов.
У классического Гамлета мотивы были самые разнообразные – месть, справедливость и кто его знает что еще. Однако нельзя давать зрителю такое изобилие – он ничего не поймет, а только запутается. Упростим все насколько только это возможно. Оставляем только месть. Никаких душевных терзаний. Это будет фильм о мести. Изощренной и жестокой. Пусть все вокруг будут сообщниками Клавдия. Гамлет должен в одиночку всех победить. Что? Кто-то спросил о любовной линии? Разумеется, без этого никуда. Роль Офелии никто еще не отменял. Добавим больше трагедии в историю. В самый разгар любовной сцены Офелия назовет Гамлета Клавдием. Какое потрясение будет для зрителя! Море слез и негодования. Сразу же все, кого раздражали сомнения Гамлета, проникаются к несчастному симпатией. Теперь он несомненный герой для зрителя и зритель в напряжении будет ждать развязки. И здесь главное – не снижать темпа и накала событий. Есть лишь один просвет во всей истории – это настоящая мужская дружба Гамлета и Горацио. Без поддержки Горацио Гамлету не вынести всей тяжести событий и не разобраться во всех головоломках.
Шаг третий
Набираем скорость развития событий и когда зритель ожидает привычных действий резко бьем по тормозам и выливаем на него ведро холодной воды. Не поняли что я имею ввиду? Поясняю. Несмотря на все изменения мы пока еще имеем дело с классической трагедией. Время, место и упрощение событий – это еще не предел, только на этом фильм не вытянуть из выгребной ямы. Пора показать что-то новое. Есть идеи? Нет-нет, Гамлет-гомосексуалист, страдающий от безответной любви к Фортинбрассу, вызовет у зрителя зевоту. Гертруда, страдающая слабоумием и алкоголизмом? Оставьте и не трогайте. Смотрите на все шире. Не бойтесь – самая бредовая идея достойна реализации на экране.
Для создания дополнительной интриги создаем нового злодея. Это будет Полоний, дергающий за ниточки и невидимо руководящий лабораторией. Его дочь подчиняет своей воле Клавдия и пытается то же проделать с Гамлетом. Именно Полоний убедил Клавдия в необходимости смерти отца Гамлета. За всеми темными делами лаборатории стоит черный кардинал Полоний. Именно его интриги привели все к трагичной развязке.
Шаг четвертый
Еще один резкий поворот событий. Как известно, Гамлет случайно убивает Полония. Это можно оставить без изменений. Дальше просто необходимо дать новый виток страстей. Офелия сходит с ума, куда-то исчезает и возвращается нормальной. Этому нет никакого объяснения. Вместе с тем бесследно исчезает ее брат Лаэрт. Однажды после смены он заходит в раздевалку и никогда больше оттуда не выходит. Вот она, еще одна мистическая загадка, способная держать зрителя в состоянии нервной дрожи и страхе за судьбы героев. Но в данном случае нельзя все оставлять без ответа или привлекать к делу потусторонние силы. Из сверхъестественного хватит одного призрака, гуляющего по коридорам. Здесь должна быть жестокая реальная история. Попытайтесь представить реакцию зрителя, когда он узнает следующее:
– Офелия на самом деле давно находится в психиатрической клинике, называющейся «Монастырь»
– Лаэрт же является не братом Офелии, а ее сестрой – Лаэртиной, играющей роль Офелии и ее брата перед всеми окружающими; эту страшную тайну знал только покойный ныне Полоний
– все это время любовная линия тянулась между Гамлетом и Лаэртиной, Офелия же все видела лишь на экране телевизора, поставленного злобными родственниками в ее палате; кроме того, каналы в телевизоре не переключаются и Офелия вынуждена смотреть это бесконечное реалити-шоу сутками напролет
Шаг пятый
Ну вот, все уже достаточно сильно закручено, сплетено в гордиев узел и теперь подлежит развязке. Развязке жесткой, жестокой, мелодраматичной и неожиданной. Будем идти по порядку.
– раскрытие тайны Лаэртины – в порыве отчаяния Гамлет устраивает погром в раздевалке и из одного шкафчика выпадает безукоризненно выполненная модель полового члена. Гамлет в задумчивости садится на пол и начинает вспоминать все групповые оргии, которые проходили в лаборатории за последние несколько лет. Ни на одной из них не было Лаэрта! Кроме того, Гамлет припоминает как застукал Лаэрта за разглядыванием порносайтов для женщин и геев. Догадка обрушивается на Гамлета, появляется призрак, который говорит примерно следующее:
«Какое счастье,
ведь я любил Лаэрта
и думал что я геем стал.
Но – нет! Теперь я вижу Лаэртину
И спать в своей могиле я могу спокойно»
Вот от чего страдал призрак! Не от чувства мести, а от страха быть сексуальным меньшинством! За дверью лаборатории стоит Горацио, принесший Гамлету еще одну страшную новость – Фортинбрасс есть внебрачный сын отца Гамлета и главный претендент на пост начальника лаборатории.
– развязка с Клавдием; здесь просто подражаем “Основному инстинкту” – Лаэртина в подходящий момент протыкает Клавдия ножем для писем и зовет Гамлета. На крик прибегает Гертруда, видит сцену супружеской измены, но подлая Лаэртина убивает и ее.
– появляется независимая комиссия по расследованию двойного убийства. Это инспектор Розенкранц и его помощник Гильденстерн. Они ждут своего начальника и развлекаются тем, что пытаются восстановить картину событий в лаборатории. Они симпатизируют молодому Гамлету, в связи с чем внимательно слушают его историю о лицедействе Лаэртины
– на сцене возникает Горацио, друг Гамлета. К несчастью для Гамлета, он лишь плод больного воображения и вместе с этим – вторая личность его прогрессирующей шизофрении.
– Гамлет оставляет свое благородство в стороне, берет пистолет и со словами «Так не достанься никому!» бросает в Лаэртину тот самый искусственныый член, после чего расстреливает ее. Потом обращается к следственной комиссии со словами «Здесь все отдайте Фортинбрассу» и последнюю пулю пускает себе в висок
– пистолет оказывается разряженным и Гамлета заботливо увозят в психиатрическую лечебницу. Его палата находится по соседству с палатой Офелии, которой он по ночам читает сонеты
– в лаборатории все медленно приходит в порядок, но никто не знает что в данный момент происходит в лечебнице. В последних кадрах звучит монолог Гамлета, не предвещающий ничего хорошего:
Ну вот и все. Свершилось.
Довольно было здесь мистификаций
Полоний, Клавдий, Лаэртина и неизвестно кто еще.
Теперь пора со всем покончить
И удивить безмерно окруженье
О, Гамлет! Роль свою ты выполнил прекрасно
Теперь на сцену выйду сам.
Я, Горацио. Нет Гамлета впомине
Он лишь моего воображения плод
Как видите, развязка совсем не такая, какую зритель ожидал. Мы снова получили открытый финал. Хотите – занимайтесь съемками продолжения, хотите – оставьте все как есть. Зритель будет благодарен вам в любом случае. В этом и заключается сила «нового прочтения».
Все свободны, до встречи в следующий раз.