Коридоры университета были забиты дипломниками. Создавалось такое впечатление, что в это время года все живое и способное к передвижению стремилось завершить дипломные проекты и пережить последнее испытание, именуемое защитой.
Коридор третьего этажа ничуть не отличался от остальных — в полумраке стояли две или три группы, ожидавшие своей участи, то есть очереди на кафедральную защиту. Всеобщее не особо веселое настроение омрачал слух о том, что заведующий кафедрой сегодня крепко поругался с кем-то из вышестоящих, и что в результате этого у него возникло желание на ком-то выместить свою злость.
Дверь открылась и в коридор выглянул завкафедрой. Он недобро сверкнул глазами и всем стоявшим стало ясно — тому, кого сейчас позовут, крайне не повезло. Все тут же начали старательно пятиться в разные стороны, а самые шустрые быстро скрылись в курилке.
– Так, вот вы. – Зав махнул рукой в сторону. – Да-да, именно вы. Заходите.
Студент, стоявший в конце коридора сразу поник.
– Ну что вы как неживой, быстрее, быстрее.
В коридоре воцарилась тишина. Студент медленно поплелся на встречу своей судьбе. На протяжение пути кто-то хлопал по плечу и ободрительно шептал «Ни пуха!», кто-то тихо говорил «Сочувствую» или «Удачи».
– Все, закройте дверь. И не надо ей хлопать, все-таки не в маршрутке находитесь! Так, садитесь.
Студент подавил нервную дрожь и с облегчением откинулся на спинку. Завкафедрой тем временем принялся листать дипломную папку.
– Так, что у нас тут. Студент Ие… Ях.., ну у вас и почерк, молодой человек, ничего понять невозможно. В будущем это умение так коряво писать свое имя вам пригодится, но пока еще рановато. Пока еще оно должно быть читабельным. Получите диплом, устроитесь в какое-нибудь инженерно-техническое заведение, вот тогда и будете писать все так, чтобы никто не понял к кому обращаться в случае чего. А пока будьте добры титульный лист переделать. Итак, тема?
– «Действующая модель Вселенной», – пробормотал студент.
– Хорошая тема, у нас регулярно по ней защищается пара-тройка работ. Многие потом продолжают развивать тему в аспирантуре. Может, вам так и следует поступить?
– Мне бы кафедральную пройти…
– Ладно. Пошли дальше. Так, введение. «На сегодняшний день существует множество моделей Вселенной, у каждой из которой есть свои преимущества и недостатки. На основании следующих источников (см. Список литературы, п.1-п.234) можно выделить несколько основных теорий, на которых базируются все остальные». Вы хотя бы в глаза видели что-нибудь из этого списка?
– Конечно.
– Хорошо. В таком случае, что вы можете сказать о книге «Неподвижные светила», которая находится в вашем списке под номером 78?
– Синяя такая, – ответил студент, – потрепанная, так как в библиотеке всего один экземпляр.
– Похвально, – пробормотал завкафедрой, – или и впрямь ее видели, или угадали. Но в любом случае — похвально. Полагаю, дальше можно пропустить. Итак, первый раздел. «Формирование материи». Чтобы мне не пришлось читать двадцать страниц, скажите сразу — с чего решили начать?
– Большой Взрыв. Теорию взрывных веществ нам читали на третьем курсе.
– Понятно. Если мне не изменяет память, развалившаяся стена в лаборатории была вроде как ошибкой в методичке, которую вы обнаружили?
– Было дело.
– Хорошо, будем считать что с первым разделом разобрались. Надеюсь, на защите вы не собираетесь ничего взрывать?
– Нет, не собираюсь.
Завкафедрой удовлетворенно кивнул, потом добавил:
– Вижу, раздел уже подписан. Полагаю, мне тут больше смотреть нечего.
Он поставил свою подпись и пролистал страницы до следующего раздела.
– «Разделение материи». Хорошо, опять страниц двадцать-двадцать пять. Ну-ка, в двух словах мне…
– Четвертый курс. Серия опытов с центрифугой. Получение газа, твердой породы и жидких составляющих, – отчеканил студент. – И вихревая теория самостоятельного вращения.
– Угу, понятно. Вселенная сама начинает вертеться и происходит процесс саморазделения. Похвально. Подписан раздел?
– А как же!
– Хорошо, пошли дальше. «Микробиологический аспект». Звучит как-то не по-технически, чувствуется ненужный уклон в философию. Переименуйте раздел. О чем речь?
– Кафедра микробиологии, двухтомник «Живые оргазмы», то есть «организмы»…
– Вы уверены? Насчет организмов? Или все-таки первое?
– Оговорился малость.
– Главное — перед госкомиссией не оговоритесь. У них и так мнение о нашем заведении хромает, все твердят что не так мы молодые кадры учим. Все, раздел — переименовать, организмы — проверить. Дальше.
– «Экономическое обоснование».
– Ну и как, стоит ли вкладывать деньги в это мероприятие?
– Любой эксперимент требует затрат…
– Это и так известно. Вот конкретно ваша теория — она стоит хоть каких-то денег? И выгоднее ли ее развивать или лучше оставить что-то уже существующее? Ага, вижу, раздел пока еще без подписи экономиста. В чем дело? Госзащита через неделю, а у вас еще не все разделы подписаны?
– Мне проще выполнить расчет процессов, чем объяснить экономически на кой… зачем он нужен.
– Ясно, чистый технарь, – завкафедрой довольно хмыкнул. – Но раздел все-таки надо подписать.
– Понял.
– Отлично. «Охрана труда». Тут что?
– Меры безопасности при проведении Большого Взрыва. Тезника проведения разделочных работ. Все в соответствие с ГОСТом и требованиями международных классификационных обществ.
– Тоже без подписи?
– Нет, все в порядке. Вон же, внизу страницы.
– Ага, вижу. Ну, что дальше? «Модельные испытания». И где результаты? На что мне тут смотреть?
– С моделью пока не получается…
– Что значит «не получается»? У вас преддипломная практика была, все лаборатории университета к вашим услугам, только приходите и работайте!
– Оборудование…
– Оно в чем виновато? В том, что вы не нашли время, чтобы как следует провести опыты? Я знаю, что у вас не будет «красного диплома», но такая тема — отличная стартовая площадка для кандидатской. Не стоит разбрасываться таким шансом. Немедленно, сегодня же в лабораторию и провести все опыты. Чтобы за день до госзащиты были у меня со всеми результатами! И никаких отговорок что что-то не получилось и тому подобного. Мне нужен результат!
– Но время…
– Шести дней вам хватит за глаза! Я и так не требую десяти плакатов, как в обычном дипломе. Для вашей темы хватит и пяти-шести. Но результат эксперимента просто необходим. Что с остальными разделами? Ну, с технологией постройки и прочей ерундой?
– С ними порядок.
– Хорошо. Все, считайте что с кафедральной вам повезло. К госзащите я вас допускаю условно, но мне нужны результаты эксперимента. На все остальное я могу закрыть глаза, даже на неподписанный раздел по экономике. Сейчас спуститесь в подвал и займетесь лабораторной частью. Все, свободны. Идите.
Студент вышел в коридор. Его раздирали противоречивые чувства. С одной стороны — кафедральная была уже в кармане, что не могло не радовать. С другой — на госзащиту требовались модельные результаты, что не могло не огорчать, так как с экспериментальной частью были постоянно недоразумения. Студент вспомнил парой незлых тихих слов своего дипломного руководителя, который посоветовал связаться с исследовательским дипломом, убедив в том, что написать его — гораздо проще обычного.
– Ну как оно? – спросил кто-то.
– Да никак. Нужны лабораторные данные, а иначе — полная труба.
– И куда теперь?
– В подвал. За результатами. На все — шесть дней. Вот такая засада.
– Да что вообще можно сделать за шесть дней?
– Не знаю. Попробую, может что и получится.
Тем временем завкафедрой позвал следующую жертву на допрос.
Студент же медленно побрел к лестнице. Так, рано отчаиваться. Время еще есть. В конце-концов, настоящий студент все всегда делает в последний момент и любой предмет учит за предэкзаменационную ночь. Ничего, что придется поторчать в лаборатории. Зато я им такие результаты выдам — просто закачаются и попадают в полном восторге.
В его голове уже вырисовывался план действий. Никогда прежде его мысли не были такими четкими и ясными. Модельные результаты? Я вам их устрою. И даже больше. Принесу с собой модель. И посмотрю на вашу реакцию. Он спустился в подвал, нащупал выключатель на стене и повернул его.
И стал свет… И был вечер, и было утро: день один…
…и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.